27.09.2012

Йога и соревновательность

Опубликовано в Размышления о йоге

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Нью-Йоркский региональный и национальный асана-чемпионат на сегодняшний день является одним из самых известных и масштабных Йога-чемпионатов. Безусловно, это мероприятие (как и подобные ему) оказывает очень сильное влияние на процесс популяризации Йоги в мире – внимание медиа к таким событиям, за счет их «специфичности» для западного человека, велико.

Здесь, однако, важно спросить себя, будет ли это «раскручиваемое» явление, которому чемпионаты и соревнования станут задавать критерии, Йогой по своей сути? Не останется ли от Йоги, в данном случае, лишь оболочка, лишенная содержания?

Ведь именно такой приоритет формы над глубиной и составляет суть современного чемпионата по Йоге, условия победы в котором – демонстрация превосходства в исполнении тех или иных асан. Оценивается как техническое совершенство принятия йогических поз, так, зачастую, и художественная составляющая процесса – красота и изящество вхождения в асану, пребывания в ней и выхода.

Эти критерии невероятно сближают Йогу с… художественной гимнастикой. И, кстати, именно бывшие художественные гимнасты, пришедшие в Йогу из спорта, становятся победителями подобных соревнований, поскольку навык эффектно подать свое тело у них уже есть.

Таким образом, асана из инструмента духовного развития превращается в самоцель. Вместо асаны как «положения, которое удобно и приятно» (как писал Патанджали), на соревнованиях появляется асана демонстративная, предназначенная для зрителя и судей. О каком состоянии спокойной сосредоточенности может идти речь, если необходимо постоянно следить за тем, как тебя видят другие в момент исполнения асаны?

Соревновательный принцип противоречит самой сути Йоги, поскольку цели и задачи человека, ее практикующего, сосредоточены на нем самом, на его внутреннем самосовершенствовании. Соревнование как способ получить награду в виде оценки со стороны (признание, деньги, известность) достаточно странно смотрится в контексте эзотерической системы, ориентированной на непривязанность к плодам своих поступков, о чем недвусмысленно свидетельствует классический памятник древнеиндийской духовной традиции «Бхагават-гита».

Странным также следует признать тот факт, что система оценивания на соревнованиях по йоге включает в себя не только технические аспекты выполнения асан. Судьи также определяют, насколько участник соревнования преуспел во внутреннем сосредоточении, медитации, спокойствии, радости и любви, а также не испытывает ли он негативных эмоций.

Понятно, что четких критериев, которые помогли бы определить степень вышеперечисленного, высокую или низкую, нет. Сама постановка вопроса абсурдна – предлагается сопоставлять те параметры, что не имеют некой измерительной шкалы, и которые может оценивать лишь внутренний наблюдатель, но никак не внешний.

Впрочем, если подходить к Йоге как к оздоровительному комплексу упражнений, что для западной культуры сейчас не то, что не редкость, а, скорее, норма, то и здесь наблюдаются серьезные противоречия. Если Йога – это отличный способ сохранять тело здоровым, то соревнования – это всегда травматический риск, и профессиональные спортсмены, которые тренируются и выступают «на износ» – наиболее очевидное тому подтверждение. Так, организатор Нью-Йоркского чемпионата по Йоге, индус Бикрам Чоудри, сам прекратил участие в соревнованиях после того, как получил серьезную травму коленей. И это лишь один пример из многих.

Существуют попытки сопоставления соревнований по Йоге в западной культуре и демонстрации сложных асан и уникальных способностей в Индии. Действительно, чтобы привлечь к себе учеников, мастера устраивали демонстрации – именно так основатель школы Йоги аштанга-виньяса, Паттабхи Джойс, обрел своего учителя Кришнамачарью. Однако внешнее в этом случае является лишь первым шагом к внутреннему – показательные выступления должны были пробудить тот интерес, что даст импульс искать сущностную составляющую йогической практики.

Для западной же цивилизации принцип соревновательности – один из культурных кодов. Соревнование – это принцип функционирования системы взаимоотношений внутри европейской и американской культур. Конкуренция является для западного мира тем принципом, благодаря которому осуществляется развитие. Здесь соперничество – важная составляющая культурного бессознательного со времен античной культуры, преемником которой является западная цивилизация.

Принцип соревновательности, назваемый «агон», пронизывал всю древнегреческую социальную жизнь – от Олимпийских игр до театральных подмостков, где соревновались авторы пьес, от политической борьбы до военных столкновений, от гонок на колесницах до поэтических чтений и художественных выставок. Для древних греков агон был способом мышления и мировосприятия.

Соревновательность, сохранившись и получив вторую жизнь в западной культуре, в конечном итоге стала тотально самодовлеющей. Практика Йоги для представителей этой культуры стала способом выйти из замкнутого круга конкурентного восприятия мира. Сосредоточение на себе, внутренняя гармония, индивидуальная польза для тела и психики стали теми факторами, что позволили противопоставить западный и восточный пути развития, пусть даже, как это характерно для массового сознания, искаженно и в самых общих чертах. Нельзя не вспомнить, что философские системы на территории Индии всегда достаточно бесконфликтно уживались друг с другом, что, разумеется, напрямую связано с отсутствием потребности что-то кому-то доказывать.

Желание в Йоге занять ту беговую дорожку, на которой можно сравнить себя с другими, означает лишь попытку включить в мировоззренческую соревновательную парадигму западной культуры тот феномен, который по отношению к этой парадигме является принципиально иным. На фоне всеобщей постмодернистской тенденции к синтезу несочетаемого, здесь нет ничего удивительного.

Но, как и в начале данной статьи, следует задать себе вопрос – можно ли всерьез считать соревнования по выполнению асан частью той эзотерической традиции, где человек сконцентрирован не на оценке окружающих, а на себе? Возможно ли в принципе соревнование в Йоге?

Кулешов Руслан
www.yoga.net.ua