29.10.2011

VISHUDDHA

Опубликовано в Йога и социум

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вишудха, как и другие верхние чакры, занимает в наше время все более значимое место в жизни социума. Достаточно обратить внимание на совершенно алогичную, не объяснимую рациональными причинами величину доходов в индустрии шоу-бизнеса.

Коммерчески успешные певицы и актеры получают столь невероятную прибыль, что некоторые из них вполне в состоянии купить одну из экономически неразвитых стран третьего мира. Об уникальной роли результатов вишудховской деятельности в современной жизни говорят и огромные цены на аукционах, где продаются произведения живописи или скульптуры. Но, в то же время общество стремится ограничить возможность эффективного использования этой чакры.

Значимым фактором, блокирующим возможность развития вишудхи, является потребительское отношение к ней как к инструменту. Ни для кого не является секретом то, что искусство зачастую становится заложником государственной идеологии или коммерческой стратегии. Обусловленное прямыми целями политтехнологов и креативных директоров, оно попалось в ловушку зрительских предпочтений.

Искусство расчетливо играет на глубинных потребностях аудитории, в то же время формируя эти потребности. Спрос рождает предложение, а предложение – спрос. Замкнутый круг. По поводу именно такого искусства используется термин «массовая культура» в его негативном аспекте.

Конвеерный поток индустрии рекламы, политики и шоу-бизнеса тиражирует посредственные копии таких же посредственных оригиналов. Выбор вроде бы богатый, однако, по сути, выбирать особо не из чего. Великое множество внешних форм – и отсутствие подлинного разнообразия. Обильная, но неприхотливая пища – вишудхе здесь особо некуда развернуться. О некоммерческом, независимом искусстве знает лишь небольшой процент живущих в городах интеллектуалов. Остальные потребляют предложенное.

Парадокс, который несет в себе эта культурная ситуация, заключается в фактическом отсутствии какой-либо цензуры искусства. Свобода художественного выражения широко доступна. Но она никому не нужна. Эпатажные формы искусства прочно связаны со словом «самопиар», а «классическое» творчество расхватали на слоганы.

Использование всех вишудховских проявлений для получения прибыли – с одной стороны. Создание устойчивых ассоциаций между искусством, популярностью и деньгами – с другой. По сути, в современном социуме экономическая система в определенной степени дискредитировала вишудху, вписав глобальный дискурс творчества в товарно-рыночные отношения.

«Ну и что?!» — спросите вы. – «Какое отношение все это имеет ко мне? Я не писатель, художник или певец. Как неразвитость вишудхи или недостаток энергии на ней может отразиться лично на мне?»

Однако не следует считать, что вишудха важна лишь для представителей творческих профессий, поскольку это было бы слишком упрощенным представлением о роли этой чакры. Вишудха – один из 7-ми основных энергетических центров человеческого тела, и ее важнейшей функцией является обеспечение полноценной коммуникации: во-первых, между людьми, и, во-вторых – между человеком и миром. Под словами «полноценная коммуникация» понимается возможность результативного общения, в котором собеседники понимают друг друга.

Ведь огромное количество проблемных (да и просто неприятных) ситуаций случается, когда люди не могут найти общий язык. Неразвитость вишудхи затрудняет понимание того, какой смысл несет речевое сообщение. Это приводит к конфликту интерпретаций: каждый из участников разговора вроде бы говорит понятные другому слова, но смысл в них вкладывает свой. Они говорят на одном языке, но о разном. Особенно ярко это видно, если собеседники принадлежат к разным социальным пространствам (профессия, пол, национальность и т.д.).

Для ведения бизнеса ситуация, в которой между деловыми партнерами отсутствует взаимопонимание, является абсолютно непродуктивной, и, более того, даже опасной. В деловых отношениях вишудха играет роль связующего моста между людьми: если этот мост будет прочным, то отношения укрепятся, если же он не достроен и разваливается – ни о какой эффективности переговоров и речи быть не может.

Впрочем, это касается не только бизнеса, но и тех сфер жизни, где требуется взаимодействие с другими людьми, то есть, почти всех. От степени энергетизированности и развитости вишудхи зачастую зависит взаимопонимание между коллегами по работе, поскольку работать в команде человек сможет только в том случае, когда между ним и остальными членами коллектива нет коммуникативного барьера.

Бывает так, что новый сотрудник не вписывается в уже сложившийся рабочий коллектив именно потому, что он не понимает «на какой волне» здесь принято общаться. И наоборот, влиться в уже существующую систему взаимоотношений внутри социальной среды гораздо легче, если с самого начала распознать принятый в ней способ общения и научиться им пользоваться.

В отношениях с противоположным полом (достаточно вспомнить пословицу «женщина любит ушами»), и в дружбе играет огромную роль, насколько легко и естественно пройдет процесс знакомства, когда ищутся точки соприкосновения, не говоря уже о дальнейшем углублении отношений.

Простроенная вишудха дает возможность легко завязывать знакомства и устанавливать связи с окружающими, поскольку человек, у которого развита эта чакра, всегда чувствует, что именно ему говорят и как следует отвечать, т.е. может настроиться на собеседника. Легкость в общении – то качество, которое люди всегда очень ценят, строится на вишудховском вчувствовании, которое в повседневной речи иногда называют интуицией.

Интуиция – это вишудховский навык, способность мгновенно, подсознательно улавливать неочевидные и скрытые связи между людьми, вещами и событиями. Интуитивное вчувствование через вишудху не только «облегчает понимание и содействие», но и повышает социальную адаптативность человека в целом. Последствия многих поступков сложно просчитать, но можно почувствовать заранее, как сложатся обстоятельства; интуиция позволяет предугадать события и поступки.

Мы не всегда можем знать, чему приведет та или иная встреча, правилен или нет наш выбор, чем обернется принимаемое решение – но всегда есть возможность использовать интуицию. Существует множество людей, руководствующихся интуицией при решении важных задач: именно так, «во сне», Менделеев увидел свою таблицу. Интуиция зачастую выступает залогом жизненного успеха – про некоторых людей можно услышать, что у них есть «чутье» в той области деятельности, которой они занимаются. Это «сверхъестественное чутье», которое, по сути, и есть интуиция, помогает обойти препятствия, избежать опасностей и добиться своей цели.

Бывает, что неразвитая вишудха приводит к блокировке внешних проявлений и отделяет человека от окружающих: даже если у него богатый внутренний мир – люди вокруг просто не могут этого увидеть. И наоборот – человек, умеющий себя «подать» вызывает интерес и симпатию. Энергетизированность данной чакры влияет на имидж человека, его внешний вид, ту самую «одежку», по которой встречают.

Это, кстати, касается и представленности в Интернете: выбор визуального образа – аватара, и подборка информации о себе приобретает в современном мире все большую значимость в публичной сфере.

Поскольку именно Интернет на сегодняшний день является наиболее перспективной средой коммуникации, имеет смысл остановиться на тех негативных аспектах сетевой культуры, что препятствуют гармоничному развитию вишудхи.

Виртуальная реальность – это пространство, общение в котором происходит, в-основном, на вишудховском уровне. Благодаря сервисам социальных сетей люди получили возможность общаться не только с помощью слов, но и с помощью визуальных и звуковых каналов информации. Каждый день, по всему миру, люди обмениваются миллионами фильмов, треков и картинок: от компьютера к компьютеру, из дома в дом, от офиса к офису передаются терабайты информации.

Двери серверных храмов открыты круглосуточно: видео и фото хостинги набирают огромную статистику посещений. Мало кто представляет свой день без сопровождения видео, музыки и изображений. Возможно, не каждый задумывается об этом, каждый день получая новую дозу звука и цвета, но их отсутствие всегда ощутимо, можно даже не проверять.

Интернет, по сути, является метафорой черной вишудхи, ведущей сознание по гиперссылкам, от истории к истории, от цитаты к цитате, завлекающей так глубоко, что для современного человека «хождение по сети» стало типичным времяпрепровождением. Многие сидят за монитором сутки напролет, просто прыгая от одной ссылки к другой в поисках интересного им (или просто развлекательного) контента. Пожалуй, можно выделить три главных направления, в которых движется стрелка мышки: все новое, все необычное, наконец, все, что вызывает сексуальное возбуждение.

Здесь мы сталкиваемся с обратной стороной свободы доступа к информации. Прежде всего, в этой связи следует упомянуть уже упомянутый способ проводить время, путешествуя от ссылки к ссылке. Подобные блуждания по ресурсам, как правило, не несут в себе никакой другой цели, кроме удовлетворения любопытства. И здесь само словосочетание показывает нам, в чем кроется проблема.

Любопытство, т.е. интерес – это вид вишудховской энергии, объем которой на чакре варьируется. Удовлетворение в этом контексте будет означать сброс напряжения, вызванного большим количеством энергии интереса. Сразу же стоит отметить, что это количество зависит от индивидуальных характеристик чакры (вместимость, плотность, развитость и т.д.)

Именно эта энергия побуждает нас заниматься познавательной деятельностью, исследовать внешний и внутренний мир, замечать новые фрагменты реальности, устанавливать между ними связи, интегрировать поток информации вокруг нас с личным мироощущением и т.д. Более того, эффективность любой деятельности, в том числе профессиональной (особенно – профессиональной), находится в прямой зависимости от степени вашего искреннего интереса. Невозможно заниматься чем-либо глубоко и плодотворно, если желание познания отсутствует или находится на минимуме.

Если же энергию, необходимую для познания мира, человек «страчивает» в процессе бесцельной интеллектуально-эстетической мастурбации перед экраном, то возможность полноценной реализации в его текущих, либо запланированных делах снижается. Причем, уменьшение уровня энергии сказывается не только на тех сферах жизни, где напрямую задействована вишудха, ведь, как уже было сказано, лишь искренний интерес способен выступать в качестве полноценной мотивации.

С другой стороны и бессистемное перенасыщение образами и текстами способно отбить охоту заниматься собственным творчеством. Мне рассказывали историю про литератора, который решил выложить свои работы на ресурс, где публиковались в режиме онлайн художественные тексты, однако увидев, что его порядковый номер, под которым он зарегистрировался на сайте – девятизначное число, отказался от этой идеи. Не то, чтобы он не догадывался о том, что до него уже писали, просто Интернет продемонстрировал ему это во всей своей наглядности.

Чрезмерность количества существующих на данный момент произведений искусства нивелирует одно из тех достоинств, за которые мы, собственно, искусство и ценим. Исчезает уникальность. К чему создавать новые рассказы, снимки, картины и звуковые дорожки, если «все это уже есть».

Стирается стоящая за каждым конкретным случаем индивидуальность, растворяясь в сетевом море вишудховской информации. Это море пугает фактической бездонностью: в нем нельзя даже утонуть, потому что как только ты достигаешь дна, оказывается, что под ним находится еще одно, и так до бесконечности.

Не способствует развитию вишудхи и сетевой сленг. Языковая среда Интернета стремится к максимальному примитивизму способов выражения мыслей и эмоций. На смену породившим эпистолярный жанр бумажным письмам приходит шаблонное электронное письмо. Мгновенные сообщения между пользователями жертвуют средствами выразительности ради скорости обмена, часть слов сокращается, а орфография и пунктуация игнорируется.

Основные эмоции и чувства переведены в пиктографический формат смайлов, возвращая юзеров в эпоху неолита. Чтобы обнаружить оруэлловский неояз в современном мире, вовсе не обязательно обращать внимание на различного рода бюрократизмы. Достаточно пройтись по веткам форумов.

И поскольку современный пользователь проводит в сети достаточно большое количество времени, его повседневное общение «в реале» становится косноязычным, бедным на образы и яркие выражения.

Способность донести важную информацию до собеседника существенно снижается.

Этим блокируется еще одна возможность социальной реализации вишудхи – способность увлечь людей, повести их за собой, сделать свое мнение, свою личностную позицию значимой для других. Вишудха отвечает за возможность воспринимать множество людей как одно целое, социальный организм, в общении которым существуют свои правила.

Умение управлять группой людей (особенно, если она многочисленна), обращаться к ней, доносить до нее свое мнение и добиваться желаемого отклика – это вишудховское искусство. Именно поэтому успешные, вошедшие в историю общественные деятели – политики, военные, представители масс-медиа и бизнесмены изучали ораторское мастерство. Существует множество случаев и в отечественной и во всемирной истории, когда смена власти становилась возможной благодаря красноречию.

Первый крестовый поход, познакомивший европейцев с достижениями арабской цивилизации (а через нее – и античной) состоялся благодаря одной проповеди, запустившей социальный процесс, в который оказались вовлечены все народы средиземноморского региона. Аристотель (автор первого учебника по риторике), Цицерон, Демосфен, Михаил Ломоносов, Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Джон Кеннеди, Уинстон Черчилль – все эти люди стали своим умением, как писал Александр Пушкин, «глаголом жечь сердца людей».

Развитая вишудха способствует не только тому, чтобы услышать и понять окружающих, но и тому, чтобы услышать и понять свое собственное тело и психику, разобраться в своих психосоматических процессах.

Осознание и контроль над изменениями в эмоциональной или ментальной сфере становятся доступными лишь тогда, когда у человека сформировалась устойчивая вишудховская культура обозначения.

Это культура подбора точного, соответствующего названия переживаемому телесному состоянию или чувству. Если спросить, «что в данный момент ты чувствуешь?», то большинство людей не смогут дать удовлетворительный ответ – они никогда не задумывались о том, что все движения внутреннего мира можно описать словами. А ведь если человек не в состоянии осознать что-либо, то того, что он не осознает, для него нет, в прямом смысле.

Способность точно очертить словами свои состояния тела и сознания дает возможность управлять ими, тонко дифференцировать, и, что самое главное, развивать.

Ведь для того, чтобы целенаправленно заниматься духовными практиками, направленными на проработку того или иного аспекта вашей личности, необходимо вначале этот аспект выявить и обозначить (что в практическом плане одно и то же). Еще более глубоким аспект вишудховского навыка эмпатии по отношению к себе и другим является умение диагностировать других.

Вишудха – это возможность гармоничного общения с внешним и внутренним миром. Вишудха – твой голос, услышанный другими людьми, и, одновременно, другие люди, услышанные тобой. Вишудха – свобода жизненного творчества, создания завораживающих узоров собственной судьбы.