13.10.2011

СВАДХИСТХАНА: СВОБОДА ВЫБОРА

Опубликовано в Размышления о йоге

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В современном обществе существует огромное количество книг и фильмов, в которых поднимается тема свадхистханы. Такое «обилие материала» может создать впечатление, что эта чакра в социальном пространстве уж точно не является проблемной. К сожалению, это не так – несмотря на то, что тема секса и, шире, удовольствий вообще, постоянно задействована в рекламной индустрии.

Кроме того, даже без проведения социологического опроса, можно с уверенностью сказать, что очень много людей не раскрывают потенциал свадхистханы как чакры, отвечающей не только за секс, но и за весь спектр удовольствия вообще.

Лишь небольшой процент пользуется возможностью ее развития, большинство же удовлетворяется привычными и невзыскательными способами получения наслаждений. Даже если у человека сильная, но неразвитая свадхистхана, его потребности проявлений по этой чакре сводятся к возможности сытно поесть, выпить пива, посмотреть телевизор и т.д. По сути, социум препятствует тому, чтобы человек мог выйти за рамки традиционных, принятых в его окружении способов реализации потребности в удовольствиях.

В чем же кроются причины подобной ситуации? Выбор, который предлагается читателю/зрителю/слушателю подавляющим большинством рекламной продукции, очень ограничен. Общество потребления функционирует благодаря тому, что желание потреблять все больше заменяет большинству людей их естественные, свадхистханные желания. С помощью разнообразных маркетинговых стратегий населению навязываются те или иные потребности.

Сверхзадача этих стратегий – сделать процесс, при котором человеком постоянно движет невротическая потребность приобретать, бесконечным и самообусловленным. Существование общества потребления является следствием невозможности осознать свои истинные желания и реализовать их. Люди с не развитой свадхистханой становятся легкой мишенью для коммерческих манипуляций, поскольку не могу определить сами, чего именно они хотят. Управление обществом потребления – это контроль над свадхистханой, т.к. основой этого общества является Удовольствие.

Реклама отнюдь не является информацией о товаре или услуге; она призвана создать виртуальный образ того состояния удовлетворения (радости, счастья, чувства сопричастности и т.д.), которое будет «привязано» к товару. Это состояние – основной мотив при покупке. И естественно, новый вид минеральной воды или бытовой техники не способен принести то состояние кайфа, что испытывает актер в рекламном ролике.

Это заставляет людей с рыхлой свадхистханой «продолжать искать», при этом не давая возможности почувствовать, что же они на самом деле ищут. Они будут покупать снова и снова, пытаясь получить удовлетворение от желаний, не являющихся их собственными: в этом, собственно, и состоит невротизм ситуации.

И здесь открывается простор для всевозможных видов манипулятивных технологий. Так, например, рекламные акции, во время которых в супермаркетах посетителям предлагается бесплатно попробовать тот или иной товар, рассчитаны на то, что человек бессознательно захочет ответить на эту «услугу» и купить продукт. Достаточно известным ходом является использование сексуальных метафор образов для создания слоганов и визуального ряда рекламы. Они могут быть тонкими и завуалированными (присутствуют в 95% случаев) или достаточно откровенными, как, например, реклама дезодорантов «Axe», якобы будящих в девушках непреодолимое сексуальное желание.

Достаточно действенным приемом для аудитории с рыхлой свадхистханой можно было бы назвать привязку одного товара к другому, чтобы потребление одного продукта влекло за собой потребление и последующих, привязанных к нему с помощью рекламы.

По результатам опроса жителей США, рекламная кампания «Got Milk?», запущенная по заказу California Milk Processor Board, входит в десятку самых любимых роликов 90-х годов. И в 2002 году СМРВ решила повторить трансляцию еще раз, поскольку отклик на рекламу был столь высок, что зрители сами просили вернуть ролик на экран. Калифорнийская ассоциация производителей молока пришла к решению о необходимости повысить уровень продаж. Для этого нужно было изменить имидж товара. Креативный директор компании Джефф Мэннинг предположил, что люди чаще всего пьют молоко, вместе с печеньем, вафлями и сандвичами с арахисовым маслом. Во время проведенного компанией опроса целевой группы люди говорили о том, что им становится неловко и неприятно, когда печенье уже во рту, а молока, оказывается, нет. В этом случае они чувствуют себя несправедливо обделенными. «Мы хотели, чтобы люди почувствовали эту боль», вспоминает Мэннинг.

Люди с развитой свадхистханой, имеющие возможности осознания и реализации своих желаний, менее управляемы, они не подвержены влиянию подобных техник продаж, призванных рассказать человеку о том, чего ему хочется.

Обратимся теперь к сексуальному аспекту свадхистханы. Безусловно, каждый из личного опыта может сделать вывод о том, что тема секса является табуированной. Общество до сих пор сохраняет стереотипы, оставшиеся со времен христианства как господствующей идеологии. О сексе по-прежнему не принято говорить в «приличном» обществе, а представления о том, каким ему «можно быть», весьма консервативны.

Если не обращать внимание на смену медийных образов, эпатирующих своей раскрепощенностью, и заинтересоваться реальным человеком в его повседневной жизни, то окажется, что поведение в сексе и возможность применения на практике самых разных его видов ограничивают шаблоны восприятия.

Заложенный в чакре, и, соответственно, в психике потенциал осознанной реализации своих желаний не находит выхода в реальном: люди, если им никто не запрещает получать удовольствие от жизни и быть счастливыми, вполне в состоянии запретить себе это сами.

Да, кинематограф, литература и компьютерные игры много говорят о сексе. Но тогда почему многие из проявлений сексуального или уголовно наказуемы или подвергаются общественному порицанию?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что социум препятствует развитию свадхистханы у своих членов с помощью ограничения свободы выбора. Наработка навыков по данной чакре всегда тесно связана с возможностью пробовать. Это касается всех свадхистханных аспектов – секса, общения, игр, телесного комфорта, пищи и т.д. Чтобы дифференцировать свои желания, чувствовать их более тонко и управлять ими необходимо пройти стадию гурманства. Гурманство предполагает, что получаемый опыт будет максимально разнообразен, что, собственно, и создает в дальнейшем возможность осознания, чего именно хочется. Искусственные рамки, в которые помещена возможность выбора, не только ограничивают естественное человеческое стремление к постижению себя, но и создают так называемое «общественное мнение».

Лишь при плотности свадхистханы, достаточной для того, чтобы удержаться от погони за все новыми рекламными продуктами, преодоление постоянного сопротивления социума целенаправленному проживанию истинных свадхистханных желаний, становится действительно возможным.

Способы наработки навыков свадхистханы не скрыты – наоборот, информация, благодаря обилию книг и сайтов, посвященных соответствующей тематике, широко доступна. Однако подобное положение дел существовало не всегда. По сути, весь XX век прошел под знаком освобождения свадхистханного начала в каждом конкретном человеке и в обществе в целом. Появлялись люди, которым была небезразлична инертность и консервативность социальной среды во всем, что касалось проявлений свадхистханы. Эзотерики, писатели, ученые и общественные деятели стремились тем или иным способом, зачастую – путем построения собственных мировоззренческих концепций, а иногда – личным примером или высказываемым по тем или иным вопросам мнением, привнести в мир новое, позитивное знание.

Поднимая вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями и внутренним миром индивида, они брали на себя ответственность давать ответы, лежащие в сфере телесного опыта, сексуальности, чувственных удовольствий и морального раскрепощения. Мы находим их имена, идеи и биографии в учебниках и энциклопедиях, однако не стоит забывать, что они подарили человечеству нечто гораздо большее – свободу полноценной, счастливой жизни.

Благодаря личностной позиции этих людей, не побоявшихся выступить почти в одиночку против общественного мнения, мы имеем возможность жить, исходя из своих истинных желаний и потребностей. Конечно же, подобные проявления альтруизма и искреннего желания помочь избавиться от тех проблем, корни которых лежат в сфере сексуального, то и дело наталкивались на противодействие со стороны социума. Преследования, которым подвергались эти люди, хорошо иллюстрирует история гонений Зигмунда Фрейда. Его концепция вытесненных в бессознательное желаний, представляющих собою скрытые мотивы нашего поведения, встретила более чем холодный прием. Яростный отпор теории либидо (по сути, под этим термином и следует понимать свадхистхану, поскольку Фрейд обозначал им не только сексуальность, но и всю область приятного) имел исторические причины.

Викторианская эпоха (1837–1901 гг.), непосредственно предшествующая двадцатому столетию, была периодом максимальной обусловленности всех сфер жизни строгими нормами, консервативными предписаниями и жесткими правилами. Не зря словосочетание «викторианские нравы» стало названием нарицательным для всех тех ситуаций, когда искусственные морализаторские догмы довлеют над естественными чувствами. В свою очередь, викторианской эпохе предшествовали века христианской традиции, в которой любые проявления, связанные с телом, объявлялись «нечистыми» и «греховными».

Поэтому психоанализ, суть которого состоит в освобождении личности от внутренних бессознательных устремлений, управляющих поведением человека, (по большей части связанных с половым инстинктом), путем выведения этих устремлений на осознанный уровень, стал причиной нападок на автора этой методики. Мещанская мораль сразу наклеила на Фрейда ярлыки аморальности, непристойности и безнравственности.

Пришедшие ко власти в Германии нацисты сразу встали на позицию противодействия психоаналитической концепции; Фрейду удалось избежать лагерей и смерти лишь с помощью вмешательства благодарных ему высокопоставленных пациентов и учеников из разных стран.

В итоге, работы Фрейда стали не только важнейшим этапом развития психологии, но и осветили глубинные вопросы, связанные с внутренним миром каждого человека: в чем следует искать причины поступков, состояний радости и печали, особенностей восприятия себя самого и окружающих. Многим возможностям свободного проявления сексуальности в современном мире, воспринимаемым как нечто, само собой разумеющееся, мы обязаны учению Фрейда.

Еще одним примером того, как желание помочь людям почувствовать внутреннюю свободу и жить в гармонии со своим свадхистханным началом вызывает у социума неприятие, являлся ряд запретов от государственных организаций на деятельность Бхагвана Шри Раджниша (Ошо).

Как известно, Ошо последовательно выступал за освобождение секса от всех тех дополнительных смыслов, что привнесены цивилизацией: «Секс нужно принимать таким, какой он есть. Это просто биологическая основа существования жизни. Не придавайте ему никакого духовного или антидуховного значения. Просто поймите факт секса. Когда вы принимаете его как биологический факт, тогда он перестает занимать вас. Вы становитесь озабоченными только тогда, когда придаете ему духовное значение. Поэтому не придавайте ему никаких значений, не создавайте вокруг секса философий. Просто наблюдайте факты. Не делайте ничего ни в пользу секса, ни против него. Пусть он будет таким, какой он есть, примите его как нечто нормальное. Не становитесь по отношению к нему в неестественную позу ».

Таким образом, Ошо призывает относиться к сексу как к естественному процессу, отрицая все те запреты и ложные представления, которыми социум окружил секс. Тогда то чрезмерное и, во многом, истеричное внимание к сексу, что считается нормой в современном обществе, уйдет само собой.

Однако подобная здравая позиция повлекла за собой многочисленные попытки дискредитации его учения: в некоторых странах оно причисляется к деструктивным сектам и культам, а сам Ошо был в них объявлен персоной нон-грата. Социум активно сопротивляется попыткам демистификации сексуальных отношений и снятию с них покровов таинственности – ведь тогда манипулятивные технологи в политике и экономике лишатся важнейшего рычага воздействия.

Стремление освободить чувственность от подавляющих ее культурных нормативов было присуще и Герберту Маркузе, философу и социологу. Его юность и становление прошли в Германии, однако, как и Фрейду, после прихода к власти нацистов в 1933 году, Маркузе пришлось бежать за границу – его взгляды шли в разрез с идеологией тоталитаризма.

В своей работе «Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества» он впервые четко обозначил упоминаемые выше проблемы рыхлой свадхистханы, связанные с механизмами контроля над современным социумом. Маркузе пишет, что потребности людей ложны и навязаны им извне. Общество потребления управляет человеком через искусственно созданную потребность желать только то, что предлагают. Еще одна его книга, «Эрос и цивилизация» говорит о том, что мы нуждаемся в новой сексуальной морали, без агрессии и чувства вины как последствий морали нынешней.

Наконец, в ряду выдающихся исследователей природы человека нельзя не упомянуть психолога Вильгельма Райха, который также подвергся преследованию из-за своих взглядов на сексуальное начало. За его идеи Райха исключили из психоаналитической ассоциации и коммунистической партии, изгнали из двух стран – Дании и Швеции, и развернули травлю в прессе. Умер он в федеральной тюрьме США. Райх выступал за разрешение разводов и абортов, свободный доступ к контрацептивам, образование в сфере контроля за рождаемостью и сексуальное образование.

Показательно, что воззрения Райха, казавшиеся его современникам в 30-х годах прошлого века слишком радикальными, сейчас являются нормой. Благодаря людям, готовым, не смотря на сопротивление общественной среды, отстаивать естественные права человека на личностную свободу, мы получаем возможность жить в новом, более счастливом и гармоничном социальном пространстве.

Нам уже не кажется, что секс до брака аморален, а говорить о нем не «прилично» – он давно является естественной частью нашей жизни. В свою очередь, один брак на всю жизнь теперь не является единственно возможным вариантом, как это было на протяжении многих веков. Отношения между мужчиной и женщиной стали более природными, избавившись от множества отягощавших сексуальные связи стереотипов.

Тот факт, что с течением времени в обществе все глубже меняется отношение к сексуальной жизни, к сфере удовольствий, развлечений и игр, обязан своим существованием внедрявшимся на протяжении прошлого и нынешнего столетий идеям о необходимости новых сексуальных ценностей и отношений, раскрепощении индивидуума, отказа от неестественных ограничений, санкций, правил морали и нормативов.

Конечно, сопротивление общественной среды по-прежнему является достаточно сильным, однако те, кто по-настоящему хотят развивать свадхистхану, всегда достигают своей цели. Путь следования своим настоящим желаниям делает пребывание на нашей планете наполненным подлинной радостью.

Руслан Кулешов, кандидат наук по специальности «Культурология»