08.04.2013

Йога: право на исследование

Опубликовано в Йога и здоровье

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Человек Исследующий.Или голос в пользу права каждого исследовать свое Здоровье.
Сегодня на занятии мы с учениками исследовали аспекты влияния асан на сердечно- сосудистую систему. В частности, на такие простые параметры, как систолическое артериальное давление (верхнее), диастолическое артериальное давление (нижнее), частота сердечных сокращений (пульс).Зачем?- Чтобы научиться понимать свое тело и, как следствие, — не бояться своего тела. Ведь все, происходящее с ним — зачастую вопрос нашего выбора.- Чтобы учиться, опираясь на чувствование и понимание своего тела, подбирать «под себя» индивидуальный йоготерапевтический или йоговский комплекс.

То, какие закономерности были найдены, не является темой данной заметки.
В процессе исследований возникли очень интересные эмоциональные реакции, которые я считаю типичными. Отмеченные эмоции можно отнести к разделу «защитные механизмы», которые не оставляют людям возможности экспериментировать со своим телом, а следовательно — менять его, улучшать его, оздоравливать его и нести ответственность за сделанный выбор.
Попробую проиллюстрировать самые распространенные варианты.

  1. Грусть, когда слышишь «незнакомые», медицинские слова. Или сталкиваешься с незнакомыми явлениями.

Парадокс.Если ситуация была бы естественной, все научные работники и ученики были бы самыми грустными людьми на этой планете.Но это не так.Скорее нет привычки исследовать, активно интересоваться. Она зачастую блокируется в среднестатистических школах.Но этому можно и нужно учиться во взрослом возрасте.

  1. Некоторое сопротивление эксперименту. Тому, что не покоряется с пол- нажима. С пол – прыжка.

Объясняется «желанием заниматься телом».Противоречиво.Чтобы прочувствовать тело, необходимы азы анатомии и физиологии.На самом деле, источником напряжения явилось нежелание «усложнять» ситуацию. То есть разбираться в ней.Вместо этого есть «потребность» получить простой и быстрый ответ.Такого ответа нет.Любой заданный вопрос вскрывает глубину незнания.Любой заданный вопрос – попытка углубить понимание ситуации.Выход из такого затруднения – прост.Брать и разбираться.

  1. При исследовании артериального давления после асан выяснилось, что оно сильно поднялось или опустилось.

Возник страх — «я больной». И потом, в течение всего занятия – активное нежелание слушать, слышать, анализировать. Почему? – Потому что в головах прочно укрепились цифры «норм» (что касается артериального давления- 120/70); прочно укоренилась идея о том, что это догма, данность, реальность. Если есть хоть малейшее отклонение — ты болен, ты в панике, ты потерян для общества.Это не так. Каждый врач, к примеру, знает, что цифры артериального давления меняются при любой нагрузке — беге, приседании. Просто при переходе из положения лежа в положение стоя изменение цифр артериального давления в норме составляет до 20 единиц.Что касается асан, то само их выполнение с оздоровительной целью предполагает то, что они активно влияют на параметры сосудистого тонуса, частоты сердечных сокращений. Но страх перед тем, что с тобой «что- то не так» был силен.Выход из этой ситуации – понимание, что цифры норм — вопрос договоренности врачей о том, что считать нормой. Которая периодически пересматривается.Плюс бóльшая информированность в теме. Например, что АД – изменчивая константа: предполагается, что она будет разной — в зависимости от времени суток; от того, дома вы находитесь или на работе и т.д.Это отчасти снимает страх исследовать свое тело.И дает ощутить дух экспериментаторства и здоровую ответственность за себя.

  1. Нашли еще один очень забавный феномен. Несколько иной механизм страха перед изменениями в цифрах АД.

В основе страх — желание казаться (!) здоровым, «нормальным».Для чего? Почему возникает такое желание?В поисках ответа на подобный вопрос нашли ответ:Общество индуцирует некоторый стереотип — если я здоров, значит я — успешен, богат, молод.То есть здоровье вроде является декларируемой ценностью.Но вот подвох – оно не ценно само по себе.Оно является искрящейся упаковкой, за которую тебе больше заплатят.Предъявив которую, можно торговаться – за более оплачиваемую работу или выгодную партию, в смысле семью.Если же ты не здоров, значит ты «нерентабелен».Данный невроз вгоняет человека в страх. И заставляет тратить силы, чтобы не заметить никаких отклонений от «мифологичной нормы». Это делает невозможным любые попытки развиваться.Так как развитие сопряжено с осознаваемыми переменами.

  1. И еще одно состояние, связанное с измерениями.

Возникает некоторое «подмораживание», которое можно трактовать как активное нежелание исследовать.На языке психологии данный защитный механизм называется «сопротивление».Он связан с тем, что приборы ассоциируются с медициной, а медицина – только с болезнями.Значит, если вы меряете себя — вы как бы априори скорее больны.Получается, что узнать что- то о себе можно только тогда, когда уже все — болен?На этом этапе, перефразируя известный фразеологизм, «поздно пить Боржоми».Надо принимать экстренные меры по выздоровлению.

  1. Устойчива ассоциативная связь исследовательских приборов с болезнями, дает еще один эффект.

Используя приборы, человек как бы притухает на глазах. Он как бы примеряет маску больного. Часть энергии витальности, базовой энергии Муладхары, при этом уходит.Сходное ощущение возникает в больничных стенах. Каждому известен тот факт, что болеть лучше дома – не так сильно чувствуешь себя больным. Сходное ощущение – после посещения больниц, особенно раковых корпусов, — возникает на выходе ощущение малой энергетичности.Зашли – отождествились с состоянием больного, примерили на себя «не свое»- эффект не заставит себя ждать.Для выходя из состояния необходимо разотождествиться с не- своими состояниями. Неспешно посидеть, вспомнить- кто ты, каковы твои цели пребывания здесь и пр. Это медитативная техника.

  1. Еще один распространенный эффект — становится апатично. Человек как бы выпадает, начинает витать в облаках, заниматься чем- то отвлеченным.

На языке психологии подобный защитный механизм называется «уход». Человек может даже забыть сказанное (защитный механизм «вытеснение»). Причина тому (как выяснилось при разборе) – нежелание напрягаться. Иметь активную позицию.Обратная сторона явления – недоверие медицине, врачам.Вот, к примеру, вы пришли на прием – вам прописал врач лекарства. А вы не поинтересовались – зачем, почему. Может, не глянули в интернете. Не почитали инструкцию .А врачи – они тоже разные бывают.Ну, не сложилось у вас с врачом.Если бы вы разобрались в теме, хотя бы поверхностно- можно было бы избежать осложнений.А как же? — Спросите вы.- Что, врачам зарплату зря платят, чтобы я еще интересовался?Врачам зарплату платят за работу.Но это не снимает личной ответственности за свое здоровье, со всеми вытекающими.Есть вещи, которые за деньги не купишь.Если вы заплатили, но услуга вам не понравилась – вы можете отказаться от услуги.Почему это мешает вам найти грамотного врача, достойную клинику?Медицина на сегодняшний день- это искусство. Сумма накопленных знаний+ понимание каких- то закономерностей+ знание, опыт, этика врача.Но это не божественный единонасущный глас Бога.Многое еще не исследовано и не понято.Желание верить во Всесильность делает человека беспомощным и зависимым.Снимается – через попытки принять активную позицию, разобраться, понять.В сотрудничестве с врачом.*Активность – базовая энергия на Манипуре, если брать индийскую традицию. При попытке переложить ответственность на кого- либо человек выпадает в пассивную, выжидательную позицию. При этом энергия своей же чакры делегируется, приводя к меньшей энергетичности и неспособности изменить ситуацию.

  1. В какой- то момент становится неинтересно- но по иной причине.

Нет внутреннего права разобраться в теме.Вот вы пришли на прием. Вам меряют давление, или смотрят на УЗИ, или выводят изображение МРТ на экран.Вам интересно — ничего себе, сколько во мне интересного происходит.А вам – батенька, ну куда же вы? Ну, полежите, успокойтесь. Оно вам надо. Ну живите себе спокойно, пока «все в норме». Вот вам так сказали – а вы — да, что я в самом деле? Что мне, больше всех надо? И энергия интереса срезается.Проявляется это тем, что действительно исчезает желание вникать и разбираться.Но оно было пять минут назад! Кстати сказать, потребность познавать является природной, базовой. Если даже не брать дискурс Йоги – Абрахам Маслоу, американский психолог- гуманист, подробно описал подобные потребности.Право интересоваться и исследовать – принадлежит каждому и реализация этого права- ответственность любого интересующегося. И залог целостности такой чакры как Вишуддхи.

  1. Может возникать еще один специфический эффект.

Желание отдаться «понимающему», любящему врачу.Потребность природная. Но когда надеешься только на врача- а он, как назло, не милый и ласковый попадается, возникает разочарование и злость, или грусть.Все это – признаки оттока по Анахате. Который возник вследствие делегирования прав на долюбливания себя кому-то, более взрослому. Это инфантильная форма. И заведомо деструктивная – вы энергию делегируете, а управлять врачом не можете. И не факт, что он ее использует по назначению. Или что она вообще до него дойдет. Ведь отток может идти на родителей, воспитателей или прочих третьих лиц. Залог целостности Анахаты – взять на себя право выражать свои чувства и ответственность за их проявление и реализацию.Это реально и «рентабельно».
Вот такие наблюдения.Они интересны и познавательны, так как осознание подобных эмоций, понимание их сути, создают предпосылки для формирования активной позиции, как минимум – в отношении себя и своего здоровья.Они раскрывают перед человеком возможности – исследовать, развиваться, расти.

Ахрамеева Е.
Инструктор Йоги
Врач- йогатерапевт
yogatherapevt.blogspot.com