25.10.2016

Читта викшепа и энергетические завязки

Опубликовано в Размышления о йоге

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Тема Читтта-викшепы напрямую пересекается с еще одной из важнейших тем в арсенале Йоги и других эзотерических систем, а именно с темой «завязок» или, в современном просторечье, «хвостов».

Для не-практикующих читателей напомню, что под энергетической завязкой мы называем состояние, когда после негармоничного общения с каким-либо человеком у пообщавшегося возникают напрягающие эмоции в отношении этого человека, он мысленно (осознанно или неосознанно) возвращается к общению (например, пытается до-объяснить что-то, не объясненное вживую), присутствие этого человека или напоминание о нем становятся неприятными, пробиваются чакры или даже возникают психосоматические заболевания. 
    Об энергетических завязках под тем или иным углом говорят многие эзотерические или даже психологические Школы. Шаман бы говорил о «потере души», психоаналитик назвал бы завязку психотравмирующей ситуацией, гештальтист незавершенным гештальтом. В традиции Кастанеды их бы соотнесли с внутренним диалогом, или, позднее, после работы Тайши Абеляр «белесыми волокнами в коконе». Дикие экстрасенсы (люди, обладающие оккультными способностями, но не получившие системного  образования  ни в одной из Традиций, как правило, самоучки) «видят» энергетические завязки как «хвосты» в энергетическом поле человека. Собственно, термин «хвост» заимствован из этой субкультуры.
     С точки зрения Йоги легко увидеть, что каждый из подходов обладает  лишь частью понимания проблемы. Так, психоаналитик не может отследить тот факт, что «психотравмирующая ситуация» синхронично затрагивает всех участников, которые, казалось бы, не связаны друг с другом физически. А события и переживания на кушетке (которые по сути являются простейшими ритуалами развязки) влияют на жизни людей-участников ситуации, которые даже не знают об этом сеансе.
     С другой стороны, экстрасенс не понимает, что воспринимаемые им полевые аномалии связаны с восприятием мира человеком, его распределением сознания, той самой читта-викшепой.
    Действительно, с духовной точки зрения завязка представляет собой многократное мысленное и эмоциональное возвращение человека в   неприятную ему ситуацию, где он как бы старается «перепрожить» ее более гармонично. Однако это «перепроживание», будучи ментальным, не приносит ни облегчения, ни опыта. Зато часть читты человека «зависает» в ситуации и, как следствие, уменьшается  степень осознанности проживания текущих ситуаций, а значит, увеличивается количество ошибок в них. Хвосты плодят хвосты, и человек запутывается в сетях кармы все сильнее. Кстати, кроме читта-викшепы для завязок в йоге существуют такие термины как самскара и васана…
      Как обычно, меня заинтересовал вопрос: были ли какие-то упоминания о завязках в ранней йоговской литературе или Патанджали был первым? 
      Ответ термин «завязка» встречался уже в Атхарваведе, которая предлагает специальные ритуалы от «привязей». Однако их природа и связь с духовной практикой впервые ясно изложена в Катха упанишаде. 
      15. Когда разрубаются все узлы, связывающие здесь сердце, 
       то смертный становится безсмертным таково наставление.
     16. В сердце сто и одна артерия. Из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия. Во все стороны служат выходами другие. 
                                                   (пер. Сыркина)
Вторая из приведенных строк упоминает о «каналах», идущих из сердца и выходящих наружу! Именно так и воспринимаются энергетические завязки. 
P.S.
Разумеется, всяческие нелепости, типа «отрубания хвостов» и отрезание их «астральным мечом» или тупым кухонным ножом, не имеют отношения к теме. 
Йога сутра Патанджали: комментарий практика

Андрей Сафронов