03.03.2016

Йога и социум

Опубликовано в Йога и социум

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    77
    Поделились

В этом мире есть две точки зрения, мной возвещённые раньше:
размышляющих — йога познанья, йогинов — йога действий.

Бхагавадгита ( 3 глава. Йога действия)

 Практика йоги и социальное развитие… Пожалуй, нет человека, который бы соприкоснувшись впервые с духовным развитием, не задумался о том, что необходимо отказаться от мирских благ. И действительно, многие люди, начинающие практиковать, на ранних этапах проповедуют отречение от социума и социальной жизни, считая эти понятия несовместимые с понятием духовности как таковой.

В первоисточниках йоги мы находим много информации, говорящей о выходе из социального пространства для длительных медитаций и накопления тапаса. Подобные отрывки цитируют пропогандисты жесткой аскезы, вегетарианства, сексуального воздержания, ставя во главе развития – отречение.

Йога и социум

Давайте же разберемся в вопросах соотношения духовного и социального глубже.

Времена меняются и в настоящий момент человек настолько плотно погружен в социум и общество, что представить себе современного практика, отказавшегося от  прогресса, заросшего бородой, живущего подаянием, пребывающего в постоянных медитациях  — практически невозможно.

Мы собираем электронные библиотеки рекомендованной литературы, ведем блоги, где делимся своими духовными переживаниями и прозрениями. Приезжая сегодня в Индию – прородительницу Йоги — мы находим интернет в каждом, даже небольшом селе, и бронируем через интернет уроки хатха-йоги у именитых мастеров.  В конце концов, за несколько часов преодолеваем расстояние в тысячи километров, что еще 100 лет назад было совершенно невозможно. Таким образом, мы не отрицаем технократический прогресс и пользуемся всеми его благами.

И на сегодняшний день портрет современного духовного наставника – это образ мыслителя, принимающего как уроки прошлого, так и достижения настоящего. И именно это позволяет ему, синтезируя все знания и наработки, спокойно размышлять о будущем. Это портрет человека, который умеет пользоваться достижениями цивилизации во благо своей духовности, а не во вред. И тем более не уходить  в отрицание. Лично для меня пример настоящего духовного практика – это мой Учитель Андрей Григорьевчи Сафронов, президент Украинской Федерации Йоги.

В заключении к размышлениям выше я всегда делаю следующий вывод. Мы имеем то, что принимаем – не есть ли это духовным прозрением? А если мы не принимаем социальный успех, социальный статус и считаем это чем-то «грязным», «недостойным», «низменным» пожалуй, стоит поразмышлять, не является ли это защитным механизмом, уходом от того, что у нас не получается или чем не хочется заниматься? Ведь гораздо легче сказать, что быть социально успешным – это ниже человека духовного, чем задуматься над своими социальными неудачами и начать менять свою жизнь в этом направлении.

А теперь давайте обратимся к первоисточникам. Говоря о теме духовного и социального развития, прежде всего нам, конечно, вспомнится Карма-йога, основанная на учении Бхагавадгиты. Давайте процитируем ее строки и дадим интерпретацию:

8. Необходимое дело свершай: лучше бездействия дело;

Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить.

 Любое не действие – это действие. Даже человек, замерший в медитации, отказавшийся от мяса, секса, социума и всех других мирских благ, все также оказывает влияние на природу и окружающий его мир. Идея о том, что бездействием мы не создаем (или не ухудшаем) себе карму – абсурдна. А мысль, о том, что человек может идти своим путем, не вмешиваясь  ни в какие процессы, и не соприкасаясь не с кем на своей жизненной дороге –  иллюзорна.

9.  Дела, совершенные не ради жертвы, — оковы для мира;

Выполняй же дела, свободный от связей, Каунтея.

В первоисточниках йоги, на которых мы опираемся в наших современных практиках, сказано не об отречении от действия (активной социальной позиции), а об отречении от негативных эмоций, эгоизма, вритти.  Выполняй дела, свободный от связей — свободный от западении на результате, спокойно относящийся к целям и жизни в целом.

10. Итак, всегда совершай без привязанности должное дело;

Кто без привязанности принимается за дело – Высшего достигает…

Кроме этого, в Бхагавадгите изложены и более сложные принципы учения Карма-йоги:

24. Не совершай Я дел — эти миры исчезли б,
Став причиной смешенья, Я все существа погубил бы.

Концентрируйся на высоких целях, а не на краткосрочном результате. Стремись улучшить систему в целом, перевести ее на новый уровень, тем самым измени Мир.

В строках священного писания говорится о номенклатурном позиционировании – о социальной ответственности. И, несомненно, о том, что именно высоко духовные люди отвечают в этом Мире за обучение. Могут и должны показывать правильные формы поведения и корректные варианты взаимодействия с Миром другим людям.

И здесь становится понятным, что обучать, показывать, направлять из глубины Гиммалайских пещер вряд ли удастся (даже с хорошим Wi-Fi 😉 ). И нашему современному обществу, как никогда, нужны брахманы – несущие новое знание, и кшатрии – отстаивающие правильные позиции.

Наше духовное развитие неразрывно связано  с развитием социальным. Именно поэтому в Украинской Федерации Йоги мы, говоря о разных ее аспектах, большое внимание уделяем гармоничным и успешным социальным взаимодействиям.

А закончить свою статью я хотела бы любимыми строками из великого писания Бхагавадгиты, которые всегда вдохновляют и мотивируют меня на действие:

35. Свой долг, хотя бы несовершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна!

Духовных и социальных вам успехов, друзья!

Куликова Ульяна

Инструктор Украинской Федерации Йоги

Руководитель филиала Йога Социальных Взаимодействий